Web-квесты

Образовательные веб-квесты

Теоретическая часть

Основная задача учителя в современную эпоху: научить учиться. С внедрением дистанционных форм в образовательный процесс педагог оказывается перед рядом проблем: как организовать регулярную самостоятельную образовательную деятельность учащихся, как повысить качество учебного материала, как заинтересовать учащихся предметом, чтобы ему захотелось самому продолжать учиться и т.п. Один из вариантов решения этих проблем - это применение активных методов, игровых технологий, основанных на использовании ИКТ и интернет-сервисов. 
Термины

В переводе с английского web [web] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск, «искать что-то, выполнять задания».

Веб-квест - современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.

Особенности

Обычно под квестом подразумевают развлекательную игру, в которой делается ставка на интеллектуальные способности игрока. Игрокам необходимо разгадать несколько загадок и пройти череду препятствий, чтобы достичь поставленной заранее цели. Отличие квест-технологии в педагогике от традиционных игр заключается в заданиях проблемного характера и поиском информации в сети Интернет, а у веб-квестов – «погружением» в открытое информационное пространство (представление результата квеста в Интернете на сайтах или в социальных сетях, использование специальных компьютерных программ). 

Как образовательная технология веб-квест опирается на такой подход к обучению, в процессе которого учащийся самостоятельно работает с учебной информацией и  формирует новые знания. Его нельзя путать с сетевым проектом, в реализации которого может участвовать группа учащихся. Образовательный веб-квест предназначен для самостоятельной работы ученика по освоению или закреплению знаний. При вовлечении в игру нескольких игроков, каждый из них выполняет свое задание в соответствии с ролью. Итог работы одного участника может быть основой для выполнения задания другому игроку. Таким образом будет виден вклад каждого учащегося в общий результат, что повышает ответственность и формирует коммуникационные навыки.

Кроме предметных компетенций образовательный веб-квест помогает эффективно формировать такие компетенции:

  •  умение работать с различными источниками информации;
  •  самообучение и самоорганизация;
  •  самоконтроль.

К ключевым характеристикам обучения с использованием веб-квестов можно отнести:

  • индивидуализацию процесса обучения (выбор вида источника информации в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и выбор темпа изучения учебного материала);
  • многообразие видов источников информации: текст, видео, анимация и др.;
  • игровой компонент, обеспечивающий мотивацию к изучению учебного материала;
  • наличие сюжетной линии, связывающей задания и результаты их выполнения;
  • формирование универсальных учебных действий (при самостоятельном выполнении заданий и поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации у учащихся развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформации полученной информации для решения поставленных задач).
  • наличие обратной связи при выполнении заданий для обеспечения самоконтроля.

Классификация

По форме проведения: компьютерные игры-квесты; web-квесты; QR-квесты; медиа-квесты; комбинированные

По предметному содержаниюмоноквест (в рамках одного предмета); межпредметный квест

По режиму проведения: в реальном режиме (онлайн); в виртуальном; в комбинированном режиме

По форме работы: индивидуальныегрупповые 

По структуре сюжетов: линейные (задания выполняются последовательно); нелинейные (задания можно выполнять в произвольном порядке); кольцевые (линейный квест замкнут в круг, участники стартуют из разных мест, которые являются и финишными, маршруты и задания готовятся учителем)

Структура образовательного веб-квеста

Конструирование игровых средств, должно удовлетворять двум основным требованиям: адекватность игровой формы для педагогической ситуации и новизна.

Введение

Весь веб-квест может быть сконцентрирован на сайте (блоге). На главной странице размещается обращение автора к участникам квеста для мотивации обучающихся к определённому виду деятельности. Приглашение и регистрация участников - в Гугл форме.

Порядок работы может быть оформлен на отдельной странице, где указывается:

  • цель и задачи;
  • план работы для учащихся и сроки на выполнение заданий;
  • компетенции, которые будут сформированы у учащихся после прохождения квеста; 
  • определяется итоговый результат самостоятельной работы;
  • форма предоставления  результата

Задания (роли и задание для каждого персонажа) и выполнение

Данный раздел содержит систему заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достигнуть цели квеста. Поисковый характер заданий дополняется заранее подготовленными ссылками на источники. 
Если веб-квест ролевой, то данный раздел содержит описание ролей участников и их задания, которые они должны будут выполнить в соответствии со своей ролью.

  • Предложенные задания должны быть понятны, интересны учащимся и выполнимы. 
  • К каждому заданию дается инструкция по его выполнению, как ввести ответ, чтобы получить "ключ" на каждом этапе или собрать материал. 
  • Даются рекомендации по сбору информации в Интернете, ссылки на ресурсы могут указываться отдельным списком или в самих заданиях. 
  • Если веб-квест ролевой, то раздел содержит условия выполнения задания для всех участников, формы отчетов о проделанной работе, способы размещения на ресурсе и доступности для другого игрока.

Возможно использование Гугл-формы для ввода ответа на итоговое задание или требуемое ключевое слово. Если предполагается соревнование между участниками, то Гугл-форма поможет выявить, кто затратил меньше времени на прохождение квеста.

Критерии (оценки)

Указываются критерии за выполнение заданий - количественные оценки (баллы) или качественные (отлично, хорошо, удовлетворительно). Условия и сроки, при которых будет признано прохождение квеста. При ролевом варианте можно представить таблицу, где будут пояснения, как засчитывается выполнение по каждому критерию (понимание задания, выполнение задания, достижение результата, творческий подход).

Заключение

В этом разделе подводятся итоги прохождения квеста, указывается достижение цели, чему научились, какой опыт приобрели, чего достигли. При необходимости размещается информация о награждении. Выражается благодарность в помощи организации квеста и др.

Возможные варианты: 

  • в виде комментария педагога с переходом на таблицу с результатами, 
  • в виде итогового теста с вводом фамилии игрока, на основании которого выносится окончательный результат, 
  • дается список с достижениями и наградами (медали, кубки, звания в команде путешественников и т.п.)
Онлайн обсуждение проблемного вопроса и вариантов ответов, выяснение смыслов.

Практическая часть

Рассмотрим 3 вида сценариев для образовательных веб-квестов. 

1. Преодоление препятствий. Последовательное выполнение игровых интеллектуальных заданий индивидуально каждым участником. Основная цель - отработка полученных ранее знаний или поиск ответов на вопросы по теме. Задания строятся по увеличению сложности. На каждом этапе за правильное выполнение задания участник должен получить "ключевой символ" (букву, слово, цифру, число), которые составят кодовую комбинацию для "открытия" последнего испытания для достижения цели игры.

2. Ролевой веб-квест. На сайте размещается описание и условия работы. Каждому учащемуся выдаются роли в соответствии со сценарием игры. Роль должна быть понятно описана, указаны особенности, что делает этот персонаж. Каждый игрок получает свое задание по поиску и сбору требуемой информации, оформлению отчета в определенном виде и срокам передачи другому игроку. Очень важно, что каждому игроку назначается срок на выполнение задания, т.к. его отчет будет использовать следующий игрок для своей работы. Так игроки, работая индивидуально, смогут поучаствовать в создании общего итогового продукта, достичь результата сообща в команде.

3. Выход из комнаты. Участник находится внутри замкнутого пространства, в котором надо найти интерактивные "предметы" и получить задания. Задания заранее готовит учитель и вводит в качестве правильных ответов символы для компоновки итоговой комбинации. Из этих символов собирается ключ, которым можно открыть дверь. Наиболее удобно создавать этот вид веб-квеста с помощью платформы Learnis - https://www.learnis.ru/

_____________________________________________________________________________________________________

Примеры веб-квестов для практической работы

Попутешествуйте по существующим веб - квестам. 

Обратите внимание на организацию веб-квестов, задания, критерии оценки,  роли. 


Веб-квест "Музыка и изобразительное искусство" (ролевой)

Каждый участник выполняет свое задание, являющееся часть итогового продукта. Выполнив данный Веб-квест, учащиеся приобретут опыт поиска информации в Интернет, опыт работы в команде, где каждый чувствует свою ответственность за общее дело. 
Работа предполагает групповой вид деятельности: на каждую роль приблизительно 3-5 человек. Всего 6 групп. 
Действия группы:
1. Выберите себе одну из предложенных ролей.
2. Перейдите к досье по вашей роли и изучите его.
3. Изучите список информационных ресурсов.
4. Исследуйте информационные ресурсы по своей роли.
5. Не забывайте о творческой фантазии, из представленных работ выберите наиболее удачные варианты.
6. Оформите свой отчет в соответствии с описанием роли.
7. После того, как работа будет завершена, все группы должны собраться вместе, обсудить результаты и подвести итоги работы в форме «круглого стола».
8. Оформите выводы по работе и представьте общий отчет учителю.

Ссылка на сайт - http://ladymusic.spb.ru/Default.aspx

___________________________________________________________________________________________

Возможные варианты - роли и значение.

Роль «историка» в работе группы очень важна. Именно он собирает факты новой и новейшей истории по тематике задания. Он дает краткий анализ этих фактов и обобщает мнения философов по проблеме.

«Журналист» собирает, анализирует и интерпретирует исторические факты и события, преподносит взгляды основных философов по заданной проблеме, пишет эссе.

«Филолог» подбирает примеры из художественной литературы, по которой можно реконструировать быт людей определенной группы в определенное историческое время.

«Оформитель» собирает фотоизображения и при необходимости обрабатывает (ретуширует) их.

«Веб-мастер» должен уметь правильно и красочно оформить собранный материал и фотодокументы в презентация или веб-страницу.

«Редактор» отвечает за правильное изложение фактов, стиль и безошибочность набора текста.

___________________________________________________________________________________________

Веб-квест "Театральный" (комбинированный - очный и дистанционный формат)

Это игра (внеурочное мероприятие) для старшеклассников, увлеченных литературой и имеющих навыки работы с мобильными устройствами для увлекательного путешествия в мир Театра. Возможно участие разновозрастных групп.
В процессе игры учащиеся определяют путь поиска, находят и решают промежуточные задачи, которые являются частью ключевого задания. Участники знакомятся с этикетом и правилами поведения в театре, отгадывают загадку/легенду. Для заданий используются QR-коды.


_____________________________________________________________________________________________________

"Я в гости к Пушкину спешу"

Участниками являются команды разных школ. Каждый этап ограничен по срокам. Предлагаются задания как по содержанию, так и освоению различных цифровых инструментов. На каждом этапе надо выполнить какую-то работу с использованием нового сервиса. Например, создать виртуальную газету с использованием электронной доски, в которой рассказать о проведенной в своей школе акции "Зажжем в честь Пушкина свечу" в день памяти Пушкина.

Ссылка на сайт - https://vmestespushkin2017.jimdofree.com/


__________________________________________________________________________________


Дополнительные ссылки на веб-квесты

Музыка

По следам германцев
https://sites.google.com/site/vebkvestposledamgermancev/ 

Цивилизация эпохи средневековья
http://sites.google.com/site/civilizaciasrednevekova/home 

"В рыцарском замке" веб-квест к уроку истории 6 класс
https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/

"В гостях у помещиков" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
http://www.kvect.blogspot.com/

А.С.Пушкин "Дубровский"

"Мир Шекспира"
https://hamlet9.jimdofree.com/

Цивилизации России
http://shatunova58.narod.ru/index.htm 

"Орфография. Путешествие во времени"
https://sites.google.com/site/orfografiada/vizitnaa-kartocka-veb-kvesta-orfografiada

Профориентационная игра веб-квест "Путь к профессии" 
http://visheratinanv.ucoz.ru/news/proforientacionnaja_igra_veb_kvest_put_k_professii/2011-04-01-81


Квест "Бегущий город"



Копилка веб-квестов для начальной, основной и средней школы

Игры, разработанные детьми на сайте Байкал


Примеры заданий для веб-квеста по сказке о рыбаке и рыбке


Задание №1




Задание №2





Задание №3




__________________________________________________________________________________

Задание для учебной группы курсов "Создание ролевого веб-квеста по теме".

Любой квест требует большой предварительной подготовки от педагога.

1. Прежде чем начать разрабатывать веб-квест, необходимо определиться с проблемой, для решения которой он создается. Сформулировать проблему и актуальность применения этой образовательной технологии для педагога:
1) учебный материал не является сложным, но он важный, большой по объему знаний и многообразный по практическим заданиям;
2) не хватает времени на уроке рассмотреть все виды изделий, особенности и отличительные черты в исполнении (теоретический материал);
3) недостаточно времени на закрепление и развитие умений на уроке, отработку навыков (художественное творчество). 

Поэтому необходимо организовать самостоятельное изучение учебного материала учащимися во внеурочное время. А затем на уроке выявить возникшие затруднения при его освоении, систематизировать новые знания и закрепить сформированные умения. Для этого применяются модели смешанного обучения.

2. Решаемы цели и задачи:
1) В формулировки целей: Формирование новых знаний (или закрепление уже сформированных на предыдущих занятиях) по учебной теме.
2) В задачах: Указание предметных компетенций, которые могут приобрести учащиеся, выполнив данный веб-квест (сформированы или закреплены), кроме этого, умение работать с различными источниками информации, умение применять цифровые инструменты для обработки полученной информации, развитие коммуникативных умений при работе в команде; самообучение, самоорганизация, самоконтроль; 
3) Задачи, решаемые на последнем (очном) этапе: приобретение навыков публичного выступления при обсуждении темы, получение практического опыта при выполнении творческого задания по теме (рисунок, лепка, макетирование и т.п.)


Ролевой веб-квест предполагает подготовку и размещение информации на интернет-ресурсе (сайте, блоге).
Во время подготовки педагогом:
1) создается сайт (блог) для размещения всей информации для образовательной игры.
2) подбираются ресурсы (ссылки на источники, графический материал), в которых есть информация, необходимая для выполнения заданий и формирования новых знаний. 
3) описываются все действия, которые должны быть выполнены учениками в соответствии с ролью для получения необходимого результата, порядок прохождения квеста и результаты.
4) указываются критерии оценки выполненных заданий и форма подведения итогов.

__________________________________________________________________________________

Создание веб-квеста "Русская народная игрушка

Русские народные промыслы - особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. Это национальное достояние русского народа.

Цель: Формирование понятия о народных промыслах, знаний по художественным особенностям изготовления русских народных глиняных и деревянных игрушек, умений применить полученные знания для создания творческой работы по созданию рисунка или макета игрушки. 

Предлагается провести поисковую работу по следующим игрушкам:
Глиняная игрушка 
1. Дымковская
2. Филимоновская
3. Каргопольская
Деревянная игрушка
1. Матрешка (Сергиев Посад)
2. Богородская (село Богородское Московской области)
3. Щепная Птица счастья (Архангельская обл.) 


Составные части веб-квеста (страницы сайта для учебной работы учащихся).
1. Введение
Приглашение к игре, описание правил и условий для участников, план и сроки. Форма регистрации.
2. Роли.
Список ролей, описание отличительных особенностей, определение роли каждого участника (роли могут быть выбраны учащимися или распределены учителем).
3. Процесс
Задания и Сроки на выполнение задания определяются для каждого игрока. Они оформляются на отдельных страницах сайта, где полностью описывается алгоритм действий, приводятся источники и ресурсы для поисковой работы в соответствии с темой, даются рекомендации, с помощью каких инструментов следует обработать полученный материал и в какой форме его следует представить для передачи следующему игроку. Задания должны быть понятны, иметь поисковый характер, формулировки должны быть направлены на самостоятельную работу с информацией в соответствии со своей ролью, а не на проверку фактов. Продуктивная деятельность участников должна быть реализуемой с учетом возраста и направлена на приобретение умений оформить результат своей работы.
Полезно включить в задания проблемные вопросы, ответы на которые не должны иметь точной формулировки, они призваны стимулировать активность учащихся к продолжению диалога по обсуждению темы в очном формате.
4. Оценка.
Дается описание параметров и критериев для оценки прохождения веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в процессе работы.
5. Заключение 
Итоговый раздел, в котором суммируется опыт, который получен каждым участником и командой. Размещается итоговый результат продуктивной деятельности команды. Дается форма для рефлексии. 
Возможно привести все результаты участников, которые получены при выполнении самостоятельной работы в процессе прохождения веб-квеста.
Возможно привести таблицу продвижения по каждому этапу для соблюдения сроков выполнения заданий (если таковая была предусмотрена). Приглашение на очную завершающую встречу, на которой участники представят свою работу и озвучат ответы на проблемные вопросы, которые им были даны и которые они обдумали в процессе игры.  

Возможные варианты продолжения работы с учащимися во внеурочной работе или доп.образовании как проектная деятельность или творческое представление.
Ярмарка мастеров
Мероприятие, на котором имитируется приезд мастеров из разных областей, каждый представляет одну игрушку, расхваливает ее, чтобы заинтересовались и купили именно его изделие. Представлять можно как реальные созданные руками детей игрушки, так и в форме презентаций. Удачно дополнить весь процесс народной музыкой. 

Выставка (реальная или виртуальная). 2 зала по глиняной и деревянной игрушке.
Экспонатами выставки могут являться созданные руками учеников игрушки из разных областей России. Дополняется изделие этикеткой с описанием. При входе желательно разместить афишу. Экскурсоводы проводят тематические экскурсии. Возможно разместить игрушки, сгруппировав их на столах по тематике, установить ноутбуки, на которых будут крутиться ролики с дополнительной информацией (историей, описанием промысла, признанными образцами).

Роли для веб-квеста и авторы материала для игры:
1. Библиотекарь - Т.В.Бабич
2. Этнограф (краевед) - Н.Г.Старовойтова
3. Музыкальный редактор (фольклорист) - Л.А.Хмелевская
4.Географ (историк) - О.А.Тихомирова
5. Художник-оформитель - А.П.Галахова
6. Куратор выставки - И.А.Окорочкова
7. Экскурсоводы - О.Н.Головачева, А.М.Ермолаев

Основной алгоритм:
1) участники регистрируются, им выдаются роли (высылается приглашение на игру, ссылка на сайт).
2) Каждый участник начинает работу по определенному графику, выполняет задания последовательно в соответствии с ролью, осуществляет поиск и обработку информации, отвечает на проблемный вопрос. Результат оформляет в требуемом формате, размещает его в предложенном месте (облаке). Учитель отмечает результаты в таблицу, оценивает по критериям на правильность, креативность, соблюдение сроков и т.д.
3) Эстафета продолжается, пока последний участник не выполнит свое задание.   
4) На последнем этапе все участники отвечают на форму рефлексии, готовятся к обсуждению по проблемным вопросам.




Фотографии и картинки с изображением игрушек - подборки и размещение в папках на Гугл диске

Разделы для выборки материала:
  • История промысла
  • Виды игрушек
  • Технология изготовления
  • Роспись

История

Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления

Видео
Дымковская 
https://ok.ru/video/2496331909710


Дымковская
https://yandex.ru/turbo/schci.ru/s/dymkovskaya_igrushka.html
https://www.livemaster.ru/topic/201991-starinnyj-promysel-rossii-dymkovskaya-igrushka
http://design-fly.ru/narodnye-promysly/dymkovskaya-igrushka.html


Филимоновская
https://www.culture.ru/materials/254549/istoriya-filimonovskoi-igrushki
https://yandex.ru/turbo/schci.ru/s/filimonovskaya_igrushka.html
https://filimonofskay-igrushka.ru/

Каргопольская


Матрешка
https://yandex.ru/turbo/schci.ru/s/matreshka.html

Богородская
https://yandex.ru/turbo/schci.ru/s/bogorodskaya_igrushka.html?utm_source=turbo_turbo


Птица счастья
https://www.culture.ru/objects/2988/tradicionnoe-izgotovlenie-shepnoi-pticy-v-arkhangelskoi-oblasti
https://svetafonseca.livejournal.com/153530.html




Комментариев нет:

Отправить комментарий